Физические характеристики сплавов
Сплав АД1 - это алюминий технической чистоты, содержащий до 0,7% примесей, главные из которых - Fe и Si .
Примеси Fe и Si ., а так же некоторых других металлов несколько повышают прочностные характеристики, но значительно снижают показатели пластичности и электропроводность сплава.
Технический А l имеет высокую химическую стойкость в ряде сред, превосходя другие металлы. Высокая химическая стойкость алюминия объясняется на его поверхности тонкой, но достаточно плотной окисной пленки.
Коррозионная стойкость алюминия тем выше, чем меньше содержание примесей (особенно Fe и Si .). Практически не снижают коррозионной стойкости лишь магний и марганец. Полуфабрикаты из сплава АД1 поставляются в отожженном и горячепрессованном состоянии. Однако независимо от состояния поставки заключительной операцией обработки прессованных профилей является правка растяжением, а также на роликоправильных машинах. При правке несколько повышаются прочностные свойства и интенсивно снижаются показатели пластичности.
Сплав АМц - сплав АМц является единственным деформируемым сплавом так называемой бинарной системы Al - Mn . Он обладает высокой коррозионной стойкостью, практически не отличается от коррозионной стойкости сплава АД1. Полуфабрикаты из сплава АМц хорошо свариваются газовой, атомно-водородной, аргоно-дуговой и контактной сваркой. Сплав хорошо деформируется в холодном состоянии и в горячем, температурный интервал (320-470 ° C) Термической обработкой не упрочняется, и профили из него поставляются в отожженном или горячепрессованном состоянии.
Сплав АМг3, Амг2 - относятся к системе А l - Mg - Mn - Si . Он обладает высокой коррозийной стойкостью, хорошо сваривается точечной, роликовой, газовой сваркой. Сплав хорошо деформируется в холодном и горячем состояниях. Интервал горячей деформации находится в пределах 340-430 ° C, охлаждение после горячей деформации на воздухе. Термической обработкой сплав не упрочняется: профили из него поставляются в горячепрессованном или отожженном состояниях. При производстве профилей применяют два вида отжига: низкий при температуре 270-300 ° C и высокий (полный) при 360-420 ° C. Охлаждение после отжига на воздухе.
Сплав АД31 - является представителем системы Al - Mg - Si . Он характеризуется высокими пластическими свойствами в температурно-скоростных условиях обработки давлением и повышенной коррозионной стойкостью. Коррозионная стойкость сплава практически не снижается при сварке. Сплав АД31 интенсивно упрочняется при термической обработке.
Если в отожженном состоянии прессованные профили из сплава АД31 имеют предел прочности 10-12 кгс/мм 2 , то после закалки и естественного старения предел прочности до 18-20 кг/мм 2 . Относительное удлинение при этом снижается не очень сильно (с 23-25 до 15-20%). Более значительное упрочнение сплава может быть получено искусственным старением при температуре 160-190 ° C, при этом предел прочности повышается до 27,5-30,0 кг/мм 2 . Однако при искусственном старении более интенсивно снижаются пластические характеристики.
На степень упрочнения сплава АД31 при искусственном старении существенное влияние оказывает время перерыва между закалкой и искусственным старением. Так с увеличением времени перерыва от 1,5 до 4 часов снижается предел прочности и предел текучести на 3-4 кг/мм 2 . Время выдержки при искусственном старении на механические свойства полуфабрикатов из сплава АД31 существенного влияния не оказывает.
Сплав АВ - относится к системе Al - Mg - Si - Cu Он имеет высокие пластические характеристики. Несмотря на относительно небольшое содержание М n при получении прессованных полуфабрикатов из сплава АВ и после термической обработки позволяет получить изделие с достаточно высокими прочностными характеристиками. Как и АД31 сплав АВ интенсивно упрочняется при термической обработке.
Даже естественным старением после закалки возможно повысить предел прочности по сравнению с этой характеристикой. Однако при искусственном старении существенно снижаются пластические характеристики (относительное удлинение уменьшается примерно вдвое). В отличие от сплава АД31, обладающего высокой коррозионной стойкостью как в естественно, так и в искусственно состаренном состоянии, коррозионная стойкость сплава АВ при искусственном старении существенно снижается и появляется склонность к коррозии. Снижение коррозионной стойкости сплава АВ тем больше, чем выше содержание в нем С u . С увеличением содержания в сплаве С u снижаются пластические характеристики и прочностные. Так при содержании меди 0,25% прочность уменьшается на 25%, а относительное удлинение на 90%. Поэтому для повышения коррозионной стойкости содержания меди в сплаве часто ограничивают до 0,1%. Сплав АВ удовлетворительно сваривается точечной, роликовой и аргонодуговой сваркой.
Сплав АМг6-АМг5 - относятся к системе Al - Mg - Mn . Он имеет высокие пластические характеристики, как при комнатной , так и при повышенных температурах, и обладает высокой коррозионной стойкостью в различных средах, в том числе и в морской воде. Это, а также хорошая свариваемость сплава предопределяет широкое применение его в судостроении. Несмотря на довольно значительное увеличение растворимости магния в алюминии при повышении температуры, упрочнение при закалке сплава АМг6 весьма незначительно, поэтому сплав Амг6 как и другие сплавы группы магния (АМг2, АМг3,5) относятся к термически не упрочняемым. Полуфабрикаты из сплава АМг6 поставляются обычно в отожженном состоянии. Отжиг производится при сравнительно невысоких температурах (310-335 ° C) с охлаждением на воздухе. При более высоких температурах отжига повышается склонность к коррозии, поэтому для полуфабрикатов низкотемпературный отжиг имеет особое значение. Марганец несмотря на довольно узкий диапазон содержания в сплаве существенно влияет на его механические свойства. Так при содержании Mn на верхнем пределе (0,8%) при прочих равных условиях прочностные свойства на 2-3 кг/мм 2 выше, чем при содержании М n на нижнем пределе (5%). Значительное упрочнение профилей из сплава АМг6 может быть достигнуто в результате холодной деформации. Так правка растяжением в пределах применяемых на практике степени деформации (2-3%) не оказывая заметного влияния на предел прочности профилей из сплава АМг6, значительно повышает предел их текучести. Относительное удлинение при этом понижается менее интенсивно, чем у других сплавов. Следует отметить, что такой характер изменения механических свойств профилей из сплава АМг6 при правке растяжением наблюдается независимо от условий отжига, предшествовавшего правке.
Эффект полученный при холодном упрочнении при сварке значительно уменьшается. Это сужает область применения нагартовочных полуфабрикатов, их в основном используют для изготовления элементов, скрепляемых заклепочными или болтовыми соединениями.
Сплав Д1 - относится к системе Al - Cu - Mg - Mn . Он упрочняется термической обработкой. Сплав хорошо обрабатывается в холодном и горячем состояниях. Температурный интервал горячей деформации 310-470 ° C. Охлаждение после горячей деформации на воздухе. Прессованные профили имеют пониженную коррозионную стойкость. Сплав хорошо сваривается точечной сваркой. Профили из сплава Д1 могут поставляться в закаленном и естественно состаренном, а так же в отожженном состояниях.
Сплав АК4-1 - сплав АК4-1 относится к системе Al - Cu - Mg - Ni - Fe . Он является одним из жаропрочных сплавов и вследствии этого в последнее время находит довольно широкое применение в конструкциях работающих при повышенных температурах. Сплав удовлетворительно деформируется в горячем состоянии, температурный интервал деформации 350-470 ° C. Сплав интенсивно упрочняется термической обработкой. Путем закалки и искусственного старения горячепрессованных профилей. Предел прочности может быть доведен до 43-45 кг/мм 2 и предел текучести до 30-38 кг/мм 2 . Общая коррозионная стойкость сплава невысока. Поэтому профили из него желательно подвергать анодированию или окраске. Сплав удовлетворительно сваривается.
Сплавы 1915 и 1925 - является среднелегированным термически упрочняемым, свариваемым сплавам системы Al - Zn - Mg и при определенных условиях может успешно применяться в конструкциях вместо свариваемого сплава АМг6, который уступает сплаву 1915 по прочностным характеристикам, особенно по пределу текучести. Сплав обладает хорошей устойчивостью против коррозии.
1925 применяется в виде профилей и труб для изготовления различных несварных конструкций в строительстве, машиностроении. Сплав обладает удовлетворительной коррозионной стойкостью, более высокой, чем сплав Д1. Сплавы 1915 и 1925 хорошо деформируются в горячем и холодном состояниях. Температурный интервал горячей деформации находится в пределах 350-480 ° C. К важным достоинствам этих сплавов является возможность прессования профилей и труб с высокими скоростями истечения до 15-30 м/мин. Это выше допустимых при прессовании сплавов Д1, Амг6 в 5-10 раз.
Сплавы 1915 и 1925 являются самозакаливаемыми, т.е. их прочностные характеристики мало зависят от вида закалочной среды (вода, воздух). В результате этого прессования профили с толщиной полки до 10 мм можно не подвергать закалке, т.к. охлаждение их после прессования на воздухе дает почти такую же структуру и такие же свойства, что и закалка в воде после нагрева в закалочных печах. Указанные сплавы упрочняются в процессе старения, как при комнатной, так и при повышенных температурах. Режим упрочняющей термообработки - закалка 450 + 10 ° C в воде и естественное старение не менее 30 суток или искусственное старение по режимам 100 ° C, 242+160 ° C 10 ч.
Сплав Д16 - наиболее распространенный сплав. Относится к системе А l - Cu - Mg - Mn . Он интенсивно упрочняется термической обработкой. Сплав хорошо деформируется в горячем и холодном состоянии. Горячая деформация возможна в широком интервале температур от 350 0 до 450 ° C. Деформации при комнатной температуре сплав может подвергаться как в отожженном, так и в закаленном состоянии. Механические свойства полуфабрикатов после закалки и естественного старения в значительной мере зависят от условий предварительной обработки. Так у профилей прессованных из литого слитка, прочностные характеристики после термообработки имеют максимальные значения (46-50м/мм 2 ). У профилей прессованных из предварительно деформируемой заготовки прочностные характеристики после термообработки ниже 40-43 кг/мм 2 .
Существенное влияние на механические свойства прессованных профилей оказывает величина коэффициента вытяжки при прессовании. Максимальные значения прочностных характеристик получаются при коэффициенте вытяжке равной 9-12. Поэтому крупногабаритные профили имеют, как правило более высокие показатели прочности, чем профили мелких сечений, прессуемых обычно с высокими коэффициентами вытяжки (25 -35 и более) Различные механические свойства наблюдаются так же при производстве профилей с резко отличающимися толщиной полок. Образцы вырезанные из толстых полок имеют более высокие значения, чем вырезанные из толстых полок. Прочность прессованных полуфабрикатов будет выше примерно на 10% без заметного снижения показателей пластичности, если изготавливать их из сплава с содержанием меди и марганца на верхнем пределе 4,5, 0,85% С u ,0,65-0,85% Mn и повышать температуру прессования до 430-460 ° C. Прессованные полуфабрикаты в закаленном и естественно состаренном состоянии имеют пониженную коррозионную стойкость. Сплав Д16 удовлетворительно сваривается.
Сплав В95 - один из наиболее прочных сплавов и поэтому весьма широко применяется при изготовлении профилей, удельная прочность которых является решающим фактором. Сплав относится к четырехкомпонентной системе Al - Zn - Mg - Cu и весьма интенсивно упрочняется термической обработкой. Полуфабрикаты из сплава В95 поставляются только в закаленном и искусственно состаренном состоянии. Это объясняется тем, что в естественно состаренном состоянии сплав В95 имеет пониженную коррозионную стойкость. Сплав В95 хорошо сваривается точечной сваркой, но не сваривается аргоно-дуговой и газовой . Поэтому для сочленения полуфабрикатов (толстых листов, профилей и панелей) наиболее часто применяют заклепочные соединения.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Промышленный сортамент прессованных профилей из алюминиевых сплавов весьма разнообразен. Профили подразделены на четыре группы:
1)профили сплошного сечения;
2) профили переменного сечения;
3) пустотелые (полые) профили;
4) панели.
Основными потребителями полых профилей из легких сплавов являются авиационная промышленность, судостроение, холодильная техника, электротехническая промышленность, радиолокация, в строительстве.
Прочностные характеристики сплавов
Сплавы низкой прочности (технический алюминий, Амц, Амг1, Амг2, Амг3, Амг4) не упрочняются термической обработкой и полуфабрикаты из них применяются в отожженном состоянии или после упрочнения в результате холодной деформации. Некоторые сплавы системы Al - Mg - Si , например АД31, АД33, так-же относятся к сплавам низкой прочности. Однако эти сплавы упрочняются термической обработкой и профили из них применяются после закалки и искусственного и естественного старения. Эти сплавы обладают хорошей свариваемостью и высокой коррозионной стойкостью.
Сплавы средней прочности можно разделить на две группы: термически неупрочняемые - Амг5, АМг6, АМг61 и термически упрочняемые - АВ, Д1, 1925, В92, Ак4, АК4-1, Д19.
Полуфабрикаты из сплавов первой группы применяются только в отожженном состоянии и обладают хорошей свариваемостью и высокой коррозионной стойкостью. Полуфабрикаты из сплавов второй подгруппы применяются после закалки и последующего естественного или искусственного старения. Сплав АВ, 1915, В92 относятся к высококоррозионным свариваемым сплавам, сплав АК, 1925 и Д1 - низкие коррозионную стойкость, и свариваемость.
Высокопрочные алюминиевые сплавы В95, Д16 интенсивно упрочняются при термической обработке. Полуфабрикаты из сплавов В95 - применяются после закалки и искусственного старения, а из сплава Д16 - обычно после закалки и естественного старения. Коррозионная стойкость сплавов этой группы невысока, поэтому приходится применять специальные методы защиты (плакирование, анодирование, нанесение лакокрасочных покрытий). Сплав Д16 обладает более высокими пластическими характеристиками и жаропрочностью. При сварке термически упрочняемых сплавов сварной шов и околошовная зона значительно ослабляются, отчего снижается коррозионная стойкость. Поэтому сплавы этой группы относятся к несвариваемым. Сборку конструкций из этих сплавов осуществляют при помощи заклепочных и реже - болтовых соединений. Для производства профилей, применяемых при изготовлении тяжелонагруженных конструкций используют сплавы В95, Д16. Для производства профилей применяемых при изготовлении среднезагрузочных конструкций, используют в основном сплавы Д1, Д20, АК4-1, АВ, 1915, 1925, Амг5,6,61. Сплав Д1 - после закалки и естественного старения. Сплавы Д20, АК4-1, АВ - после закалки и искусственного старения, сплавы 1915 и 1925 - после закалки и искусственного или естественного старения, а сплавы АМг5, АМг6, Амг61 - после отжига. Из этих сплавов делают рамы и кузова железнодорожных вагонов, сварные балки, подвесные нагруженные потолки, перегородки зданий, корпуса, палубные надстройки и переборки судов.
Для изготовления ограждающих и отделочных строительных конструкций применяются профили из сплавов АВ и АД31 в закаленном и естественно состаренном состоянии. В этом состоянии указанные сплавы обладают повышенной коррозионной стойкостью, хорошо полируются и анодируются. Кроме того, в отдельных случаях для изготовления ограждающих строительных конструкций используют сплавы АМг6 и Амг3.
Профили применяют в автомобильной промышленности, для охладителей силовых полупроводниковых приборов, в строительстве и оформлении интерьера.
1105 - рулоны на окожущивание трубопроводов теплотрасс.
Листы - изготовление рейпамных считов плакированный, для обшивки автофургонов, заводы, холодильники для обшивки (1105УМ), гофра.
АМг2 - обшивка торцевого оборудования, в строительстве для производства потолков, наружных стеновых панелей, в трубном производстве, трубы для авиастроения, трубы, вся гидравлика.
А l - пищевой - производство посуды, фляг, в различных соковыжималках, бочек, в электротехнической промышленности, корпуса бытовой техники, радиоаппаратуры, полиграфическая промышленность (овсетная печать), производители первичного алюминия (делают кожухи для анодов электролизеров), в качестве катодных листов на электроцинковых завод А5Н.
АМг5 - высокая коррозионная стойкость, судостроение обшивочные листы.
АМг6 - основной потребитель ракетостроение (топливные баки).
АМц - прочнее алюминия, где нужна коррозионная стойкость, в строительстве потолки, больше во внутреннее помещение, пищевая промышленность, корпусные детали.
АД1 - для холодильников, для газовых плит.
АД31 - профильной продукции.
АВ - авиаль ( Al , Mg , Zn ) для производства автомобильных дисков (легкость, прочность).
В95 (7075, 7021) - цинковая группа:
конструкции листы для производства авиационных контейнеров, силовые профиля для конструкции самолетов, высокая прочность.
Д1, Д16 (дюрали)- в силовых конструкциях летательных аппаратов, обшивка самолетов. Внутренние перегородки из мягкого дюраля. Прочность - 2-е место по сплавам.
Применение алюминиевых сплавов
1 Применение алюминиевых сплавов в строительстве. Наиболее ценные для строительных конструкций качествами Al являются технологичность, коррозионная стойкость и архитектурная выразительность. Для строительных конструкций применяют преимущественно алюминиевые сплавы марок АМг, АМц состояниях М (отожженный), Н2 (полунагартованный) Н (нагартованный - применяется только для заклепок из алюминиевого сплава АД1 и АМг2). Применяются следующие марки и состояния Al сплавов деформируемый Al - АД, М, АМцМ, АМг2М, АМг2Н 2 (термически неупрочняемый); АД31Т, АД31Т5, АД31Т1, 1915, 1915Т, 1925, 1925Т (термически упрочняемый) и литейный алюминий АК8.
Т1 (закаленный и естественно состаренный), Т5 (неполностью закаленный и искусственно состаренный), Т1 (закаленный и искусственно состаренный), а так же без термической обработки.
Для заклепок, поставленных в холодном состоянии применяют алюминий марок АД1Н, АМг2Н, АМг5пМ, АВТ, для болтов АМг5п, АВТ1, для сварных соединений - проволоку св. Al, св АМг3, 1557.
АМц, АМг2, АД31, АД1 в ограждающих конструкциях и в умеренно нагруженных элементах несущих конструкций; 1915 и 1925 в сварных и клепанных несущих конструкциях.
Алюминиевые полуфабрикаты . В строительстве применяют профильные и листовые полуфабрикаты. Профильные полуфабрикаты включают прессованные и холодногнутые профили, листы и ленты (в рулонах), профилированные листы (гофрированные), тисненные листы. От 60 дл 80% алюминия применяемого в строительстве составляют профильные полуфабрикаты.
Для изготовления несущих конструкций применяют профили из алюминиевых марок АД31, 1915 и 1925 и листы из Al марок АМц и АМг2. Марки 1915 и 1925 разработаны специально для несущих строительных конструкций - первая для сварных, вторая для соединяемых на заклепках и болтах.
Применение алюминиевых сплавов в судостроении
Алюминиевые сплавы находят широкое применение в судостроении для строительства корпусов судов и их надстроек, а так-же для изготовления различного судового оборудования, трубопроводов, мебели и других устройств.
Основные требования предъявляемые к алюминиевым сплавам для судостроения следующих:
1. Обеспечение предела текучести, временного сопротивления и пластических свойств, необходимых для создания прочных и надежных конструкций.
2. Удовлетворительная свариваемость, высокие прочностные свойства, надежность сварных соединений из сплавов, предназначенных для изготовления сварных конструкций.
3. Удовлетворительные технологические свойства, обеспечивающие возможность получения листов и профилей на металлургических заводах и изготовление конструкций на судостроительных заводах с осуществлением операций гибки, правки, резки на гильотинных ножницах и другим холодильным инструментом, обработки на станках и пр.
4. Хорошая коррозионная стойкость в морской и речной воде или других средах, в которых будет работать конструкция, при заданных скоростях движения в них сплавов также должен обладать удовлетворительной коррозионной стойкостью под напряжением в соответствующих средах.
5. Удовлетворительная сопротивляемость ударным нагрузкам. Для сваривающихся сплавов это относится и к сварным соединениям.
6. Отсутствие склонности к искрообразованию при ударах и трении деталей из алюминиевых сплавов одна о другую, что особенно важно при наличии легко воспламеняющихся сред (танкеры и пр.)
Свойства полуфабрикатов из Al и его сплавов, применяемых в судостроении
Полуфабрикаты
Листы
Профили
Трубы |
Состояние
Отожженное
Нагартованное |
Сплав АД1 |
Коррозионная стойкость в воде
хорошая |
Сварочные свойства
хорошие |
Листы |
Отожженное
Горячекатаное
Полунагартованное |
Сплав АМц |
Хорошая |
Хорошие |
Профили |
Горячепрессованные |
|
|
|
АМг3 |
Листы толщиной до 4,5 мм |
Отожженное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Листы толщиной более 5 мм |
Горячекатаное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Профили |
Горячепрессованное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Трубы |
Отожженное |
|
Хорошая |
Хорошие |
АМг5 |
Листы толщиной до 4,5 мм |
Отожженное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Листы толщиной более 5 мм |
Горячекатаное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Плиты толщиной до 50 мм |
|
|
|
|
Профили |
Горячепрессованное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Трубы |
Отожженное |
|
Хорошая |
Хорошие |
АМг61 |
Листы толщиной 4,0- 4,5 мм |
Отожженное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Листы и плиты толщиной до 25 мм |
Горячепрессованное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Плиты толщиной до 50 мм |
Горячепрессованное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Профили |
Отожженное |
|
Хорошая |
Хорошие |
Д16 |
Листы толщиной до 4 мм |
Закаленное и естественно состаренное |
|
Плохая |
Не свариваются |
Листы толщиной до 10 мм |
-"- |
|
-"- |
-"- |
Плиты толщиной до 25мм |
-"- |
|
-"- |
-"- |
Плиты толщиной до 40мм |
-"- |
|
-"- |
-"- |
Плиты толщиной до 80мм |
-"- |
|
-"- |
-"- |
Профили |
-"- |
|
-"- |
-"- |
|
Применение алюминиевых сплавов в железнодорожном и автомобильном транспорте
В железнодорожном транспорте применяется сплав АМг6, Амг3, 1915, 1935 для внешней и внутренней обшивки вагонов пассажирских и грузовых (для перевозки продуктов, минеральных удобрений и т.д.). Замена стальной конструкции железнодорожного вагона конструкцией из алюминиевых сплавов позволяет снизить массу вагона до 15%. В связи с этим возрастает скорость движения поезда, нагрузка на ось, снижается расход энергии и топлива на 10%, сокращаются затраты на текущий и кап. ремонт вагонов до 18%.
В автомобильной промышленности алюминиевый прокат получил широкое применение для изготовления кузовов, цистерн, обшивки автобусов и фургонов, а так-же значительной номенклатуры.навесных деталей, из за высокой теплопроводности в 3-4 раза выше стали алюминиевые сплавы применяются для изготовления таких теплонаружных деталей как поршни, головки и блоки цилиндров, тормозные колодки и др.
В автомобильной промышленности применяют сплавы вторичные ВД1, ДМг, АКМ, В95-2, АК5М7, АКЦМ4, АК7, АК9М2а, АК12Мгр.
Применяется АЛ5, АЛ4, АК4М2Ц6, АК6М2, АМг4К1, АК18, АК9С, АЛ2, А l 6, АД33, АК12М2.
Для бортов грузовых автомобилей применяют сплавы АД31, 1935, 1915, Амг5. На обшивку рефрижераторов ВД1, АМг2. Бампера на ВАЗ сплав 1915. Радиаторы сплав АМц.
Применение алюминиевых сплавов в конструкциях летательных аппаратов
В конструкциях летательных аппаратах применяются сплавы из полуфабрикатов В96 т.к. имеют максимальную прочность. Сплавы В95, В93 прочные и пластичные сплавы. Применяются сплавы АМг6 и Д16, Д20.
Для конструкций подвергающихся значительному аэродинамическому нагреву применяют полуфабрикаты из сплава АК4-1, АК6.
Листы из сплавов Д16, 1163, В95.
Применение полуфабрикатов из алюминиевых сплавов для конструкций летательных аппаратов, не подвергающихся аэродинамическим нагревам .
Марка сплава |
Листы |
Плиты |
Панели |
Трубы |
профили |
Прутки |
Штам- повки |
Лопасти |
Болты заклепки |
Д1 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Д16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
Д19 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
1163 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
В65 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
В93, 1933 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
В95, В95с2р |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
В96ц |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
В94 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
АД31 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
АД33 |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
АВ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
АК6 |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
АК8 |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
АМг5 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
АМг6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
1420 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
САП-1 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Наиболее широко в конструкциях летательных аппаратов применяют упрочняемые термической обработкой сплавы Д16ч, 1163, высокопрочные сплавы В95пч, В95оч и В93пч, сплавы средней и повышенной прочности АВ, АК6 и АК8. Для строительства гидросамолетов используют так-же сплавы неупрочняемые термической обработкой коррозионно-стойкие сплавы АМг5 и АМг6.
Сплавы АК6 и АК8 - преимущественно ковочные сплавы.
Сплав Д16 в качестве ковочного не используют, но выпускают в широком ассортименте в виде прессованных и катаных изделий. Сплав Д1 применяют в основном для лопастей воздушных винтов, а сплав АВ и АД33 - для лонжеронов лопастей вертолетов.
Сплав АД31 и АМг1 используют для декоративных деталей самолетов - оправ зеркал, ручек, пепельниц и др.
САП-1 и 1420 - теплопрочные и коррозионно-стойкие материалы, их используют в зоне расположения двигателей, а так-же в качестве противопожарных перегородок.
Д16 и 1163 изготавливают детали растянутой зоны крыльев и обшивку фюзеляжей, для обшивки гермокабин.
Обшивку самолетов производят из сплавов Д16, Д19 искусственно состаренных для увеличения коррозионной стойкости.
Из сплава В93 изготавливают в основном штамповки до 200 кг и поковки массой до 5 т.
При применении сплава ВД3 при низких температурах его подвергают искусственному старению при повышенных температурах. Широкое применение находит сплав 1420.
По прочности сплав 1420 находится на уровне сплава Д16, но уступает по пластичности, и превосходит по упругости. По статической выносливости сплав 1420 близок к сплаву АК4-1.
Применение в конструкциях полуфабрикатов из сплава 1420 взамен сплава Д16 обеспечивает снижение массы изделий на 10-12%.
Конструкционные свариваемые сплавы
Применяется для сваривания сплав АМг6 неупрочняемый термической обработкой.
Сварные конструкции из А l деформируемых сплавов широко используют при создании сварного бака, помещаемого в крыле самолета, сварных конструкций корпусов ракет, емкостей для топлива.
Механические свойства свариваемых алюминиевых сплавов
Марка сплава |
Склонность к коррозионному растрескиванию под напряжением |
АМг6М |
не склонен |
АМг6Н (20% нагартовки) |
мало склонен |
АМг6Н (40% нагартовки) |
склонен |
1915 |
склонен |
Д20, 1201 |
мало склонен |
1205 |
не склонен |
АК8 |
мало склонен |
ВАД1 |
не склонен |
|
Применяются свариваемые алюминиевые сплавы, не упрочняемые термической обработкой АМг2, АМг3, АМг4, АМг5, АМг6, АМг61.
Низколегированные сплавы АМг2 и АМг3 применяют при изготовлении различных бензо и маслотрубопроводов в самолетостроении и других летательных аппаратах.
Сплав АМг3 широко применяют для изготовления сварных баков и деталей сварных конструкций средней прочности.
Сплавы Амг4, Амг5, АМг6 и АМг61 как более прочные используют в более наружных сварных конструкциях.
Для повышения прочности и особенно предела текучести листов и плит из сплава АМг6 толщиной 15-20 мм их нагартовывают на (20-40%).
Свариваемые термически упрочняемые сплавы
Самозакаливающиеся сплавы 1915 и В92ц термически упрочняемые свариваемые сплавы системы Al - Zn - Mg имеют более высокие технологические и прочностные свойства по сравнению со сплавами системы Al - Mg .
Для сварных конструкций работающих при криогенных и повышенных температурах, применяются сплавы АК8, 1201, 1205, ВАД1.
Сплавы для внутренней декоративной отделки применяются АД1, АД31, АВ и АМц (различные профили детали).
Для лопастей вертолетов применяются сплавы АВ и АД33.
Для заклепок применяют сплавы Д18 и В65, В94 (в закаленном и состаренном состоянии). Al сплавы применяемые для заклепок должны обладать высокой пластичностью, достаточной для расклепываемости без образования трещин.
Применение алюминиевых сплавов в двигателях
Для изготовления деталей поршневых двигателей применяют деформируемые алюминиевые сплавы АК9, АК2, АК4, АК4-1 и литейные сплавы АЛ31, АЛ5, АЛ25, АЛ30. Для изготовления деталей реактивных двигателей применяют деформируемые сплавы АК4, АК4-1, Вд17 и литейные сплавы АЛ4, Ал5, Ал9, Ал19, Ал33. В поршневых двигателях основные детали (картеры, головки цилиндров, поршни, детали топливной аппаратуры).
В реактивных двигателях алюминиевые сплавы так-же находят широкое применение. Основными свойствами материалов для двигателей должны быть следующие:
1. низкая плотность;
2. высокая теплопроводимость, низкий температурный коэффициент линейного расширения;
3. высокая жаростойкость (сопротивление газовой коррозии при повышенных температурах;
4. высокая жаропрочность;
5. высокая вибрационная прочность.
Указанным требованиям вполне удовлетворяет ряд алюминиевых сплавов.
Поршни из деформируемых сплавов изготовляют путем горячей деформации-ковки и штамповки, термическая. |